«Эту произвольную нужно просто накатать»: Тарасова о проблемных квадах, хороших вращениях и не женском акселе Трусовой

В олимпийский сезон Александра Трусова не станет упрощать программу и не откажется от пяти четверных прыжков. Такое мнение в интервью RT высказала заслуженный тренер Татьяна Тарасова. Она отметила, что у фигуристки запоминающаяся программа, которую спортсменке удобно катать. Специалист также подчеркнула, что Трусова прибавила во вращениях и правильно расставила акценты в обеих своих постановках.

  • © Александр Вильф

— После того как Трусова выиграла свой первый турнир в США, не слишком удачно откатав обе свои программы, вы сказали: «Саша катается очень хорошо и прекрасно прыгает. Но мне не может понравиться прокат, в ходе которого фигуристка упала». В связи с этим вопрос: разве может спортсмен, цель которого — Олимпийские игры, быть в форме на протяжении почти шести месяцев? И как решали эти вопросы вы сами, когда работали с Алексеем Ягудиным?

— Вряд ли я вправе сейчас давать кому-то советы на основании собственного опыта. Каждый тренер ведёт ученика по-своему. Можно наметить две пиковые точки в сезоне, между которыми можно слегка «опустить» форму, меняя нагрузку каждую неделю.

— Нужно ли менять по ходу этого процесса контент программы?

— Совершенно необязательно. Я бы сказала, что по мере набирания формы добавляются скорость, выразительность катания, исполнение даже не каждого элемента, а всех его составляющих — каждой дуги, каждого вращения, выездов, заходов на элементы, отточенность каждого жеста, попадание в музыкальные акценты и так далее.

У Лёши Ягудина было два четверных прыжка, что по тем временам считалось невероятно сложным. Соответственно, уже в процессе постановки программ было понятно, как расставлять остальные элементы, с тем чтобы они не мешали спортсмену эти квады прыгать. У Трусовой пять четверных прыжков, и это, конечно же, совсем другая история.

— На открытых прокатах в Челябинске мне показалось, что Саше её программа достаточно удобна.

— Очень важно добиться того, чтобы человеку было удобно кататься. Просто сейчас мы с вами начали разговор с выступления Трусовой в Америке, а его, на мой взгляд, вообще не стоит как-то оценивать.

— Думаете, негативную роль могла сыграть акклиматизация?

— Вполне возможно. Я, в отличие от других тренеров, не считаю, что этого явления не существует. Акклиматизация, как и все связанные с ней проблемы в состоянии спортсмена, всегда была, есть и будет. В один день тренировка может пройти удачно, а может вообще никак, поэтому сама я никогда не любила приезжать на соревнования, когда не было возможности предварительно акклиматизироваться. Пока жила с учениками в Америке, старалась делать так, чтобы и в серии Гран-при они выступали на американском этапе, а если выступать приходилось в Европе, мы старались найти возможность заблаговременно вернуться в Москву. Но не за два-три дня до выступления.


Александра Трусова показала неоднозначное выступление на турнире U.S. International Classic в Норвуде. С одной стороны, она одержала…

— В смысле?

— В том смысле, что воспринимаю прокат целиком, а не стремлюсь разобрать программу на составляющие. Это невозможно и неправильно. Этим должен заниматься личный тренер: разбирать прыжки, другие элементы, заходы на эти элементы. Удобные, как и неудобные, моменты есть в программе каждого спортсмена. Профессиональный глаз их, разумеется, ловит, но это не повод давать кому-то рекомендации.

— Олимпийские программы Трусовой вам понравились?

— Да, причём обе. Мне нравится выбор музыки, нравится, как расставлены акценты на том, что спортсменка делает лучше всех в мире. Саша стала лучше вращаться, и это видно невооружённым глазом. Она катается не просто хорошо, а очень хорошо. Но главное, обе её программы я запомнила. Чего не могу сказать о многих других постановках. Как-то не остались они у меня в голове, что очень странно.

— Хотите сказать, что олимпийские программы должны быть более цепляющими?

— Мне кажется, да. С другой стороны, восприятие тоже ведь меняется по ходу сезона. Появляется отточенность в элементах, соответственно, появляются аплодисменты, что всегда украшает прокат, меняет общую картину. У тех же пар все программы ставятся прежде всего так, чтобы подчеркнуть элементы. Будут элементы — зрители начнут соответственно реагировать. А когда программа от начала и до конца идёт на аплодисментах, уже не так важно, под какую музыку катаются фигуристы.

— Евгения Тарасова и Владимир Морозов, которых в этом сезоне взялась тренировать Этери Тутберидзе, понравились вам на прокатах?

— Я бы сказала, что они ничем не хуже других, вполне способны бороться. Каких-то глобальных изменений, таких, чтобы можно было сказать «Ух ты!», я не увидела, но это и неудивительно. Когда люди катаются у нового тренера всего два с небольшим месяца, вау-эффекта и не может быть.

По крайней мере, я таких примеров в парном катании не припомню. С другой стороны, вот вы спросили о Тарасовой и Морозове, а я задам встречный вопрос: если мы говорим о вау-эффекте, у какой-то другой пары — неважно, спортивной или танцевальной — он был?

— На мой взгляд, нет.

— А ведь мы собираемся этими парами выигрывать Олимпийские игры.

— Вы же сами сказали, что начало сезона — это не то время, когда нужно делать далекоидущие выводы.

— Абсолютно верно. Что касается текущей ситуации, есть хорошая поговорка: дураку полработы не показывают.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Versten
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять