«Кровавый романтик»: как валашский господарь Влад III Басараб превратился во всемирно известного вампира Дракулу

565 лет назад Влад III из династии Басарабов, известный под прозвищем Дракула, во второй раз стал господарем Валахии. Эксперты называют его одной из самых противоречивых и неоднозначных личностей в истории Восточной Европы. Современники описывали Влада III как жестокого, но в то же самое время справедливого правителя, внёсшего большой вклад в противодействие османскому завоеванию Европы. В XIX—XX веках имя Влада III прославилось на весь мир благодаря роману ирландского писателя Брэма Стокера и снятым по его мотивам фильмам, в которых валашский господарь изображён бессмертным вампиром-аристократом.

  • Портрет Влада III, XVI век / Бела Лугоши в роли Дракулы, фильм «Дракула», 1931 год
  • © Wikimedia Commons / Кадр из фильма «Дракула» (1931)

22 августа 1456 года на валашский престол во второй раз взошёл представитель династии Басарабов Влад III, известный также под прозвищем Дракула. В наши дни благодаря продукции массовой культуры он широко известен как герой книг и фильмов — вампир-аристократ.

Настоящий Влад

Влад III был сыном валашского господаря Влада II Басараба. Точная дата его рождения неизвестна. Появился на свет он, скорее всего, в начале 1430-х годов, возможно, в городе Шэссбург (в наши дни — Сигишоара). В юности он вместе с братом провёл несколько лет в Османской империи в качестве заложника. Этот период его жизни оценивается неоднозначно. Одни исследователи утверждают, что его положение во время жизни среди османов было тяжёлым и наложило сильный отпечаток на его психику. По мнению других, Влад чувствовал себя у турок достаточно вольготно.

Прозвища Дракула, предположительно, перешло к Владу III от отца (Влада II), который был рыцарем ордена Дракона. Другое его прозвище — Цепеш, — по словам историков, дословно переводится, как «колосажатель» и связано с казнью, которую Влад III часто практиковал в отношении своих врагов.


200 лет назад был принят Устав об образовании Бессарабской области в составе Российской империи. Документ даровал недавно…

«Направленные против Влада III немецкие памфлеты стали одними из бестселлеров того времени. Брошюры о Дракуле входили в число самых читаемых книг», — отметил Вадим Эрлихман.

Однако, как рассказал историк, после первых успехов литературные труды, посвящённые Дракуле, были забыты. Вспомнили о них только после того, как ирландский писатель Брэм Стокер случайно нашёл в библиотеке книгу о правителях Молдавии и Валахии. Из-под его пера появился вампир-аристократ граф Дракула, герой одноимённого романа.

«К историческому Дракуле это не имеет никакого отношения. Почему именно такой образ? Городской человек конца XIX века, вокруг которого всё было понятно и предсказуемо, нуждался в тайне, которая бы его волновала и манила. Отсюда и такой сумасшедший интерес к мистике в это время. Вампиры обрели большую популярность. Они появлялись в произведениях Байрона, Пушкина и других авторов. Но только образ графа Дракулы сделал увлечение вампирской тематикой массовым. И это заслуга лично Стокера», — подчеркнул Эрлихман.

«Кровавый романтик»: как валашский господарь Влад III Басараб превратился во всемирно известного вампира Дракулу

  • Бела Лугоши в роли Дракулы, фильм «Дракула», 1931 год
  • © Global Look Press

По его словам, использование образа Дракулы с реальным историческим бэкграундом в новых условиях стало удачным маркетинговым ходом.

После романа Стокера образ графа Дракулы использовался в десятках кинокартин, часть из которых, по словам экспертов, стали культовыми, а также в компьютерных играх и музыкальных композициях. Как отмечают историки, уже в ХХ веке ажиотаж вокруг фигуры графа Дракулы в массовой культуре породил новую волну интереса к его историческому прототипу.

«Кровавый романтик»: как валашский господарь Влад III Басараб превратился во всемирно известного вампира Дракулу

  • Афиша фильма «Дракула», 1931 год
  • © Universal Pictures/ZUMAPRESS.com

«К реальному Дракуле в Румынии сегодня отношение неоднозначное. Одни считают его строгим, но справедливым правителем, другие — безумным тираном, третьи смотрят на него просто как на коммерческий проект, приносящий деньги. Объективно Влада III нужно рассматривать в контексте его жестокой эпохи. Это был кровавый романтик, сочетавший в себе утопизм и желание сделать человека лучше с потрясающей жестокостью и неверием в этого самого человека», — резюмировал Вадим Эрлихман.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Versten
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять