Сила «железных сердец»: чем уникальны челябинские двигатели для российской бронетехники

12 декабря 1941 года в Челябинске на мощностях эвакуированного из Харькова моторного предприятия был изготовлен первый дизельный двигатель для советских танков. В общей сложности за годы Великой Отечественной войны на Южном Урале было выпущено 48,5 тыс. «железных сердец», которыми оснащались Т-34, КВ, ИС и артиллерийские установки Красной армии. После войны на Челябинском тракторном заводе оформилась собственная конструкторская школа. Она создала новые силовые агрегаты для отечественных самоходок, гусеничных машин семейства Т-72 и Т-90. Новейшей масштабной разработкой челябинцев стал дизель для Т-14 «Армата» мощностью 1500 л. с. Эксперты считают, что по ряду характеристик танковые двигатели с Южного Урала можно назвать лучшими в мире.

  • Установка дизеля В-2 на танк в цеху ЧТЗ / Модернизированный танк Т-90М «Прорыв»
  • © УРАЛТРАК (ЧТЗ), РИА Новости / Рамиль Ситдиков

80 лет назад на Челябинском Кировском заводе (сейчас — Челябинский тракторный завод, «ЧТЗ-Уралтрак». — RT) был собран первый танковый дизельный двигатель. Так началась история производства на Южном Урале «железных сердец» для нужд отечественной бронетехники.

Решение о развёртывании в Челябинске комбината по выпуску танковых моторов власти СССР приняли в связи с необходимостью эвакуировать на восток производственные мощности и специалистов Харьковского дизель-моторного завода №75.

18 сентября 1941 года на Южный Урал отправился первый из 26 эшелонов с оборудованием и инженерами. Спустя два месяца после завершения эвакуации на ЧТЗ было собрано 18 двигателей из харьковских комплектующих. К концу 1942 года челябинцы дали фронту более 9 тыс. дизелей, а в 1944 году — уже свыше 15 тыс. «железных сердец».

В общей сложности на ЧТЗ в период Великой Отечественной войны было выпущено 48,5 тыс. силовых агрегатов. Они устанавливались на танки КВ («Клим Ворошилов»), ИС («Иосиф Сталин»), легендарные Т-34, самоходные установки и другие типы военной техники Красной армии.

Столь массово на Южном Урале изготавливался дизель В-2, государственные испытания которого завершились в 1939 году. Создание этого двигателя отняло у советской промышленности много времени, но результат оказался поистине впечатляющим.

Сила «железных сердец»: чем уникальны челябинские двигатели для российской бронетехники

  • Приказ о развёртывании производства танковых моторов в Челябинске
  • © Пресс-служба ЧТЗ

Считается, что по качеству инженерных решений В-2 опередил своё время. В частности, по ряду характеристик он на протяжении следующих 30 лет превосходил зарубежные аналоги. Мотор был нетребовательным к топливу, надёжным, достаточно лёгким, экономичным, мощным, удобным в обслуживании и ремонтопригодным. Уникальный отечественный дизель имел модификации на 375, 500 и 600 л. с.

«Без надёжного двигателя любая техника превращается в груду металла. Значение В-2, который выпускали челябинцы, для армии нашей страны сложно переоценить. Именно этот силовой агрегат обеспечил Т-34, другие наши танки и самоходки выдающимися ходовыми качествами. Также В-2 стал прародителем других отечественных дизелей, в том числе современных», — отметил в беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов.

Эту точку зрения разделяет и военный эксперт Алексей Хлопотов. В комментарии RT он напомнил, что в СССР прекрасно понимали значение двигателестроительных технологий и многое делали для их развития.

«У нас нет конкурентов»

Массовое производство «железных сердец» заложило фундамент для появления южноуральской конструкторской школы. После войны инженеры ЧТЗ несколько раз модернизировали В-2, а середине 1970-х годов разработали на его основе многотопливный дизельный двигатель В-46 для основного боевого танка (ОБТ) Т-72. Было создано семь модификаций этого дизеля мощностью от 650 до 780 л. с.

В-46 представлял собой V-образный 12-цилиндровый двигатель. Он позволял носителю разгоняться по шоссе до 60 км/ч и давал запас хода в 500 км. Как считают эксперты, в немалой степени благодаря челябинскому «железному сердцу» Т-72 превратился в наиболее массовый отечественный танк последней четверти XX века.


Весной следующего года в России стартует государственный этап испытаний новейших боевых машин на базе платформы «Бумеранг», сообщил…

«Уже в начале августа 2020 года Министерство обороны РФ выдало разрешение на серийное производство двигателя 2В-12–3А… По мнению иностранных экспертов, «Армата» способна заводиться даже на Марсе, где экстремально низкие температуры», — сказал Лебедев.

Как считает Сергей Суворов, основные усилия ЧТЗ и других российских предприятий направлены на повышение мощности двигателей и одновременное уменьшение их «прожорливости». 

«От двигателя всегда зависело очень многое. К тому же современная бронетанковая техника значительно прибавила в броне, получила значительное количество электронного оборудования, которое тоже её утяжеляет. В связи с этим нынешние двигатели должны давать большую мощь при умеренных аппетитах. Только так можно обеспечить машины необходимой подвижностью и манёвренностью», — рассуждает Суворов. 

По мнению Алексея Хлопотова, фундаментом технологического лидерства России в сфере двигателей для бронетехники являются жёсткие требования к надёжности в силу экстремальных условий эксплуатации. 

«У РФ традиционно очень жёсткие стандарты надёжности с учётом резких температурных колебаний и самых разных погодных условий. Есть понимание, что качество двигателя играет ключевую роль, без этого нет смысла создавать новую технику. Поэтому работы по совершенствованию силовых установок в нашей стране, по сути, никогда не прекращались и продолжаются сегодня», — подытожил Хлопотов.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Versten
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять