«Ситуация меняется»: Кравцов — о среднем специальном образовании, об обучении во время пандемии и о ЕГЭ

Сейчас многие школьники после 9-го класса идут в учреждения среднего специального образования, заявил министр просвещения России Сергей Кравцов. В интервью RT на полях ПМЭФ глава ведомства рассказал, как система образования приспособилась к условиям пандемии и сказалось ли это на уровне знаний учащихся. Кроме того, Кравцов отметил положительные стороны Единого госэкзамена и прокомментировал ход проверки учебников по истории, начатой после критики Владимира Путина одного из пособий.

  • Министр просвещения России Сергей Кравцов
  • © Фотобанк Росконгресс /Евгений Реутов

— Как пандемия коронавируса отразилась на качестве обучения школьников за прошедший год? Можно ли говорить, что успеваемость учеников российских школ за рассматриваемый период снизилась или повысилась?

— Во-первых, хочу сказать, что это была вынужденная мера. Главная задача заключалась в том, чтобы сохранить здоровье учеников, их родителей и учителей. Понятно, что были определённые сложности с интернетом, с оборудованием, вообще с технологией. Но в достаточно короткие сроки удалось восстановить контакт учителей со своими учениками. Ещё раз хочу поблагодарить всех учителей за то, что они практически ни на миг не оставили своих учеников.

  • Министр просвещения России Сергей Кравцов

В начале учебного года, в сентябре, мы провели срез знаний всех школьников. Посмотрели на те объективные пробелы, которые могли возникнуть в результате домашнего обучения, и провели соответствующую методическую работу по заполнению этих пробелов. Поэтому — с точки зрения «понизились или не понизились» — результаты в целом остались на том же уровне. А с учётом той методической работы, которая была проведена, мы выровняли эти результаты. 

Хочу сказать, что в целом у России достаточно высокие результаты по международному исследованию PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста. — RT). По качеству начальной школы мы первые в мире. Также по международному исследованию TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования. — RT) Россия входит в пятёрку стран по качеству естественного научного образования. Это два исследования, которые проводятся международной организацией IEA (Международная ассоциация по оценке образовательных достижений. — RT). В каждом исследовании участвуют более 60 стран.

учебников по истории. Расскажите о ходе этой проверки и о том, кто принимает в ней участие.

— Действительно, мы провели проверку всех школьных учебников. Все они проходят соответствующую проверку экспертами. Есть федеральный перечень учебников — и с точки зрения школьных учебников вопросов нет. Кстати, я хочу сказать, что не везде в других странах проходит такая серьёзная экспертиза школьных учебников. Экспертиза проходит с точки зрения научных знаний и с точки зрения методики — то есть педагогическая экспертиза.

Мы действительно обнаружили учебник (учебник по истории России и мира под редакцией профессора Олега Волобуева. — RT), он используется — точнее, использовался — в колледжах, в учреждениях среднего профессионального образования. Мы проводили проверку своими силами: у нас есть подведомственное учреждение — институт, который занимается разработкой стандартов, разработкой программ, там работают специалисты, методисты. И принято решение. Уже принят закон, в соответствии с которым учебники, которые используются в учреждениях среднего профессионального образования, будут проходить экспертизу и будет введён соответствующий федеральный перечень учебников для колледжей.

— Существует мнение, что в России растёт запрос на получение высшего образования. Приводит ли это к снижению престижа среднего специального образования? Принимает ли министерство какие-либо меры для популяризации среднего образования? Ведь практики стране нужны не меньше, чем теоретики.

— Хочу сказать, что у нас ситуация в последнее время меняется: уже порядка 60% учащихся 9-х классов поступают как раз в техникумы. В своё время порядка 90% учащихся шли в старшую школу, а в последнее время мы видим тенденцию, когда ребята после 9-го класса поступают в техникум, получают рабочую специальность — и успешны.

Сегодня мы реализуем стратегию развития среднего профессионального образования, которую приняли в прошлом году на заседании коллегии. Её ключевая цель — синхронизация потребностей региональных экономик именно в тех специалистах, которых готовят колледжи. Мы провели анализ всех программ в прошлом году, которые реализуют колледжи, на соответствие региональным запросам рынка труда и выявили порядка 30 программ, которые этому не соответствуют. Сегодня проведена корректировка. Поэтому важно, чтобы именно колледж готовил учащихся под те запросы рынка, которые есть. Это первое.

Второе. Необходимо, чтобы было современное оборудование, условия — и у нас есть соответствующий проект по оснащению колледжей современным оборудованием.

Сегодня рассматривается проект «Профессионалитет», который позволит нам вывести систему среднего профессионального образования на новый уровень, сделать её максимально практикоориентированной, приближенной к экономике, к отраслям, кадры для которых готовит колледж, чтобы та или иная отрасль могла инвестировать в систему среднего профессионального образования. Вот такие у нас задачи, такие у нас планы.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Versten
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять